SUZUKI JIMNY подготовлен для трофи-рейдов
Переоборудование SUZUKI JIMNY для трофи-рейдов и экстремальных внедорожных экспедиций
Изменения, внесенные в конструкцию SUZUKI JIMNY:
- Установлен передний силовой бампер индивидуальной конструкции с ПТФ и интегрированной электрической лебедкой Бампер закреплен к раме с помощью стандартных крепежных элементов.
- Установлен задний силовой бампер индивидуальной конструкции с кронштейном запасного колеса, кронштейном грузовой корзины и тягово-сцепным устройством (ТСУ).
- Изменена высота кузова ТС относительно рамы на 85 мм (лифт кузова 85мм). Подушки кузова – штатные.
- На крыше на штатные места крепления рейлингов установлен экспедиционный багажник индивидуальной конструкции. Штатные рейлинги демонтированы.
- На экспедиционный багажник установлены спереди – 2 (две), сзади – 1 (одна) фары рабочего света. Предусмотрено включение каждой фары рабочего света отдельным тумблером.
- Установлен пластиковый внешний воздухозаборник (шноркель) закрепленный к правой передней стойке кузова и герметично соединенный с корпусом воздушного фильтра.
- С левой и правой стороны установлены силовые пороги индивидуальной конструкции. Пороги закреплены к раме.
- Установлены пластиковые расширители колесных арок.
- Лифт подвески +4 дюйма(101.6 мм)
- На SUZUKI JIMNY в зависимости от сезона и типа дорожного покрытия применяются колеса: 31х10.5R15 на литых алюминиевых дисках 7JJx15 ET-5; 33x12.5R15 на литых алюминиевых дисках 9Jx15 ET-25; 35x12.5R15 на литых алюминиевых дисках 9Jx15 ET-40; 315/75R16 на литых алюминиевых дисках 10Jx16 ET-40.
По причине значительного увеличения высоты центра масс переоборудованного SUZUKI JIMNY была произведена проверка соответствия характеристик транспортного средства (SUZUKI Jimny) с внесенными изменениями в конструкцию нормативам пункта 4 Приложения № 3 Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» по поперечной статической устойчивости:
Технический Регламент Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011) предъявляет требования к поперечной статической устойчивости транспортного средства при испытаниях при опрокидывании для транспортных средств категорий M, N, O (применительно к категории М1 – только для транспортных средств категории G только в отношении подпункта 4.2.1, Приложение №3).
ТР ТС 018/2011 определяет, что под углом статической устойчивости αсу понимается угол наклона опорной поверхности α опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства максимальной массы от опорной поверхности платформы. Величина угла αсу, полученная в результате технического расчета, должна быть не менее нормативного значения αн = 21° зависящего от коэффициента qs поперечной устойчивости транспортного средства и определяемого по следующим формулам:
αн=(15+25qs), градус, при qs>1,0
αн=(-2,4+42,4qs), градус, при 0,55 ≤ qs ≤ 1,0
Коэффициент поперечной устойчивости qs определяют по формуле (Приложение № 3, п.4.2.2. Регламента):
Формула расчета коэффициента поперечной устойчивости, где (см. рис.1):
b – колея, приведенная к поперечному сечению автомобиля в плоскости, проходящей через его центр масс (см. рис.2: для автомобиля SUZUKI Jimny b=1360 мм);
h – высота центра масс над опорной поверхностью, мм.
По результатам стендовых испытаний на опрокидывание автомобиля SUZUKI Jimny угол опрокидывания αсу (далее угол статической устойчивости) равен 45°
На основании вышеприведенных формул находим, что высота центра масс (h) автомобиля SUZUKI Jimny максимальной массы равна 567 мм.
При установке на автомобиль внедорожного оборудования высота центра масс автомобиля увеличивается (см. рис. 3), следовательно, уменьшается угол статической устойчивости.
Перечень установленного внедорожного оборудования:
На основании уравнения статического равновесия проводится перерасчет высоты центра масс автомобиля с установленным внедорожным оборудованием.
Где rc – радиус-вектор центра масс, ri – радиус-вектор i-ой точки системы, mi – масса i-ой точки.
- Высота центра масс автомобиля без учета колес рассчитывается по следующей формуле:
h1=(h*m-mk1*rст1)/m1=(567*1420-78,4*322)/1341,6=581 мм
где, m – полная масса автомобиля, mk1 – масса стандартных колес, rcт1 – высота центра тяжести стандартных колес, m1 – масса автомобиля без колёс.
- Внедорожные колеса имеют размерность 320/80 R15, высота их центра масс rст2=408 мм.
Скорректированная высота центра тяжести h1c=h1+ (rст2- rcт1)=581+(408-322)=667 мм.
- Лифт подвески (101,6 мм) и проставки (85 мм) суммарно увеличивают высоту на hп=186,6 мм, следовательно, h2= h1c+ hп=667+186,6=853,6 мм.
- hцт=(h2*m2+rст2*mk2+hбам1*mбам1 +hбаг*mбаг +hлеб*mлеб+ hпор*mпор+ hбам2*mбам2)/ (m2+ mk2+ mбам1+ mбаг+ mлеб+mбам2)= (853,6*1170+408*144+760*26+1750*15+750*17+480*20+ 760*28)/(1170+144+26+15+17+20+28)=808 мм, где:
hбам1 - высота установки переднего бампера;
hбам2 - высота установки заднего бампера с кронштейном зап. колеса;
hбаг – высота установки багажника;
hлеб – высота установки лебедки;
hпор – высота установки порогов;
m2 – масса автомобиля без колес и внедорожного оборудования;
mk2 – масса внедорожных колес;
mбам1 – масса переднего бампера;
mбам2 – масса заднего бампера с кронштейном зап. колеса;
mбаг – масса багажника;
mлеб – масса лебедки;
mпор – масса порогов.
Высота центра масс автомобиля с установленным внедорожным оборудованием равна 808 мм.
b2=1585 мм – ширина колеи с учётом установки внедорожных колес
qs=0,5*1585/808=0,981
αн=-2,4+42,4*0,981=39°32'
Проведя перерасчет вышеприведенных формул для нового значения высоты центра масс, находим, что угол статической устойчивости автомобиля с внедорожным оборудованием равен 39°32', что превышает минимальный порог нормативного значения в 35° (см. рис. 4).
Рис.4. Зависимость угла aн опрокидывания АТС от коэффициента поперечной устойчивости qs АТС различных категорий и типов.
Г - диапазон значений qs для бортовых автомобилей категорий N1, N2, фургонов категории N1, автомобилей повышенной проходимости категории М1.
Вывод: транспортное средство SUZUKI JIMNY с установленным дополнительным оборудованием соответствует требованиям пункта 4 Приложения № 3 ТР ТС 018/2011.