DAEWOO NEXIA монтаж "фаркопа" с расчетом
ТСУ на DAEWOO NEXIA (с расчетом эффективности тормозной системы).
Установлено тягово-сцепное устройство (ТСУ).
На заднем бампере установлено сертифицированное (Правила ЕЭК ООН № 55-01) быстросъемное тягово-сцепное устройство (ТСУ) для сцепки автомобиля с прицепом. ТСУ установлено в штатное место и закреплено с помощью стандартных крепежных элементов. Установлена розетка для подключения электрооборудования и светотехнических приборов прицепа.
Согласно Одобрения Типа ТС буксировка прицепа не предусмотрена. Поэтому для того, чтобы определить допустимость установки ТСУ был проведен расчет эффективности тормозной системы согласно Правил ООН №13Н.
Проверка соответствия характеристик тормозной системы транспортного средства DAEWOO NEXIA при буксировке прицепа нормативам Правил № 13-Н ЕЭК ООН по эффективности торможения затормаживаемого транспортного средства.
1. Исходные параметры автомобиля
1.1. Общие данные автотранспортного средства
М1 - категория АТС;
mС = 985 кг - масса автомобиля DAEWOO NEXIA без нагрузки (с водителем);
mA= 1460 кг - полная масса автомобиля DAEWOO NEXIA;
mП = 2210 кг/ 2410 кг - суммарная масса автопоезда (полная масса автомобиля DAEWOO NEXIA + масса буксируемого прицепа без тормозной системы / прицепа с тормозной системой);
L = 2,52 м - колесная база автотранспортного средства (АТС);
L cG » 1,178 м - расстояние по горизонтали между передней осью и центром тяжести автомобиля с минимальным и максимальным уровнями загрузки соответственно;
L пG » 1,315 м
Н cG » 0,65 м - высота расположения центра тяжести АТС в снаряженном состоянии и с полной нагрузкой;
Н пG » 0,65 м
RK » 0,272 м - радиус качения шин автомобиля.
1.2. Привод тормозной системы, обеспечивающий штатный и аварийный режимы ее функционирования
Тип - гидростатический, с вакуумным усилителем и двумя разделенными по диагонали тормозными контурами;
F max Ш = 500 Н - нормативный максимум усилия на ножной педали штатного тормоза (Правила № 13-Н ЕЭК ООН);
IШ - передаточное число педали, управляющей штатным и аварийным режимами работы тормозов;
hШ » 0,9 - КПД педального узла штатной тормозной системы;
SВУ - суммарная эффективная площадь диафрагм вакуумного усилителя (ВУ) тормозного привода
расчетный уровень разрежения в вакуумном трубопроводе усилителя;
РВУ = 0,7 бар - расчетный уровень разрежения в вакуумном трубопроводе усилителя;
d0 - диаметр главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
1.3. Привод стояночной тормозной системы
Тип - механический, рычажно-тросовый, воздействует на вспомогательные тормоза задних колес АТС;
F max C = 400 Н - максимальная норма усилия на ручном рычаге привода стояночного тормоза (Правила № 13-H ЕЭК ООН);
iС - передаточное число рычага управления стояночной тормозной системой;
hС » 0,9 - КПД рычажного узла привода стояночного тормоза;
hТР » 0,7 - КПД тросового звена привода стояночной тормозной системы.
1.4. Передние тормозные механизмы (ТМ)
Тип - дисковые, с плавающей скобой;
R1, r1 - наружный и внутренний радиусы рабочей поверхности тормозного диска;
m1 = 0,4 - расчетное значение коэффициента трения во фрикционных парах ТМ;
d1 - диаметры колесного тормозного цилиндра;
Р01 » 0 - давление в КТЦ, при котором тормоз кинематически замыкается.
1.5. Задние тормоза, активизируемые в штатном и аварийном режимах
Тип - Барабанные;
R2 - радиус рабочей поверхности тормозного барабана;
m2 = 0,4 - расчетное значение коэффициента трения во фрикционных парах ТМ;
d2 - диаметр колесного тормозного цилиндра;
Р02 » 0 - давление в КТЦ, при котором тормоз кинематически замыкается.
1.6. Стояночные тормозные механизмы
Тип - барабанные, типа «симплекс», встроены в штатные задние тормоза и оборудованы механическими разжимными устройствами (РУ);
RС - радиус рабочей поверхности тормозного барабана;
mC - расчетное значение коэффициента трения во фрикционных парах ТМ;
КEC - суммарный коэффициент эффективности обеих колодок барабанного тормоза;
ΔСMAX =1,7 мм - максимальный рабочий ход приводных концов колодок тормоза;
F0C » 150 H - уровень создаваемых РУ усилий, при котором тормоз кинематически замыкается;
hРУ » 0,8 - КПД механического разжимного устройства.
2. Определение функциональных возможностей штатных тормозов АТС
Коэффициенты чувствительности WТ1 и WТ2 соответственно передних и задних систем «тормоз - колесо» к величине давления в тормозном гидроприводе могут быть определены так:
WТ1 = 6,13 см2;
WТ2= 0,83 см2;
3. Расчет максимальной эффективности тормозной системы исследуемого АТС при штатном и аварийном режимах ее функционирования
Наибольшая величина давления в тормозном гидроприводе рассматриваемого автомобиля определяется так:
P0MAX =12,63 МПа;
Достижимый максимум установившегося замедления для автопоезда (полная масса автомобиля DAEWOO NEXIA + масса буксируемого прицепа без тормозной системы / прицепа с тормозной системой) рассчитывается следующим образом:
JПMAX = 7,95 м/с2 (прицеп без тормозной системы массой 750 кг);
JПMAX = 7,29 м/с2 (прицеп с тормозной системой массой 950 кг).
Полученная величина превышает пороговую норму JNOM = 6,43 м/с2 (Правила № 13-Н ЕЭК ООН).
Определим аварийный уровень эффективности тормозной системы описываемого автопоезда (полная масса автомобиля DAEWOO NEXIA + масса буксируемого прицепа без тормозной системы / прицепа с тормозной системой) в случае, когда сохраняют работоспособность только два колесных тормозных механизма, расположенные по диагонали:
JПА2MAX =3,97 м/с2 (прицеп без тормозной системы массой 750 кг)
JПА2MAX =3,64 м/с2 (прицеп с тормозной системой массой 950 кг).
Данная величина превосходит регламентированный минимум в 2,44 м/с2 (Правила № 13-Н ЕЭК ООН). Сравним теперь с допустимым значением FNOM = 0,7 «аварийный» уровень реализуемого задними колесами АТС сцепления:
FПА2MAX =0,179 < FNOM;
Лимит реализуемого сцепления не исчерпывается.
4. Определение характеристик стояночной тормозной системы автомобиля
Определим для встроенного в стояночный тормоз разжимного устройства минимальную величину кинематического передаточного отношения, обеспечивающую удержание рассматриваемого автопоезда (DAEWOO NEXIA с буксируемым прицепом) на 12 % уклоне (Правила № 13-Н ЕЭК ООН):
iРУ= 3,03 ;
Полученная величина не превышает ординарные уровни.
Удержание рассматриваемого автопоезда на спуске является наиболее сложным статическим режимом работы для его стояночной тормозной системы, активизирующей только барабанные тормоза частично разгружающихся задних колес автомобиля. Сопоставим с пороговым значением FNOM = 0,7 уровень реализуемого задними колесами АТС сцепления:
FCMAX=0,425 < FNOM;
Запас по сцеплению не исчерпывается. Полный ход рычага управления стояночным торможением не превысит следующей величины:
HCMAX = 39,3 мм;
5. Выводы и рекомендации
5.1. Характеристики тормозной системы указанного автопоезда (полная масса автомобиля DAEWOO NEXIA + масса буксируемого прицепа без тормозной системы / прицепа с тормозной системой) соответствуют нормативам Правил № 13-Н ЕЭК ООН по реализуемой эффективности тормозов (см. п.п. 3).
5.2. Возможностей стояночной тормозной системы в заявленной спецификации (см. п.п. 1) достаточно для реализации нормативных требований к эффективности стояночного торможения рассматриваемого автопоезда (см. п.п. 4).
5.3. Таким образом, на рассматриваемом автомобиле DAEWOO NEXIA допускается буксировка прицепа без тормозной системы массой 750 кг, прицепа с тормозной системой массой 950 кг.
6. Список литературных источников
6.1. Правила №13-Н ЕЭК ООН «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения (пересмотр 3); Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, 2015
ТСУ DAEWOO NEXIA:
Сертификат соответствия на тягово-сцепное устройство (ТСУ):